Для энергетиков подготовка к следующему отопительному сезону начинается сразу после завершения предыдущего. Исправность тепловых сетей, готовность жилфонда, благоустройство объектов после ремонтов. Кто за это отвечает? Обозначим зоны ответственности управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций и органов власти, чтобы жители городов понимали, с кого спрашивать.
Первым делом звоним в управляющую организацию.
Чтобы внутри труб отопления не накапливалась накипь, ржавчина и песок, систему отопления многоквартирного дома нужно промывать. Делать это должна управляющая компания каждый год, такую работу регламентирует СНиП 3.05.01-85. Промывка и опрессовка (обычно их проводят одновременно) — обязательные условия получения паспорта готовности дома к осенне-зимнему периоду. Качество выполнения этих работ проверяет специальная комиссия, в состав которой входят и специалисты тепловой инспекции СГК.
Кроме того, управляющая организация обязана до наступления зимы осмотреть и остальные элементы дома. Все найденные неисправности управляющая организация заносит в акт сезонного осмотра и составляет план ремонтных работ. До прихода холодов нужно устранить все несовершенства: изношенность перекрытий, трещины и другие повреждения, влияющие на температурные режимы зимой.
Если управляющая компания не выполнила гидравлическую настройку при подготовке дома к отопительному сезону, энергетики не выдадут заключение о технической готовности систем отопления и горячего водоснабжения дома к зиме. Специалисты СГК в таких случаях обращаются в надзорные органы, в частности в прокуратуру. После на нерадивых жилищников накладывают административные штрафы.
В Бийском теплосетевом подразделении СГК серьезно относятся к качеству сетевой воды, используемой для нужд горячего водоснабжения потребителей.
Вода проходит сложную систему очистки и соответствует требованиям санитарных норм.
На первом этапе подготовка и контроль качества воды производится персоналом химической лаборатории на Бийской ТЭЦ в круглосуточном режиме.
Следующим этапом контроля за качеством воды является отбор проб в контрольных точках тепловых сетей в разных районах города (на ПНС). Этот контроль осуществляется сотрудниками «Центра гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» на постоянной основе. Основные показатели качества воды проверяются еженедельно.
Показатели, по которым производится контроль:
органолептические показатели (цветность, запах, мутность, привкус);
рН;
содержание железа;
бактериологическое исследование воды на общее микробное число, общие колиформные бактерии, термотолерантные колиформные бактерии.
Периодичность контроля за соблюдением санитарных правил и выполнение санитарно-противоэпидемических профилактических мероприятий устанавливается Программой производственного контроля. Программа производственного контроля согласовывается специалистами Роспотребнадзора и Центра гигиены по Алтайскому краю.
Вода, используемая для нужд горячего водоснабжения населения, соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству вод централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», что подтверждается протоколами лабораторных испытаний.
Каждую жалобу по качеству воды СГК рассматривает только адресно. В отдельных случаях ухудшение качества горячей воды носит кратковременный характер и связано оно с пусконаладочными мероприятиями в период завершения ремонтов на тепловых сетях. Но иногда оно возникает при некачественно проведенной наладке внутридомовых систем горячего водоснабжения. Поэтому, помимо обращения в СГК, жильцам дома, где замечена проблема, нужно еще обратиться с заявлением в свою управляющую организацию, к уполномоченному представителю собственников жилья (домкому) или в правление товарищества собственников жилья.
Отметим, что даже если жалоба поступит только в СГК, инспектор службы наладки обязательно произведен обследование, предоставит эти данные специалистам СГК и представит в управляющую организацию или ТСЖ перечень мероприятий, которые необходимо провести для устранения проблемы.
Алена. (ул. Дзержинского, 4)
Начисления за потребленную тепловую энергию СГК производит на основе предоставленных в компанию данных общедомового прибора учета.
В домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, начисление оплаты будет произведено по установленному органом местного самоуправления нормативу, исходя из расчета равномерной платы за 12 месяцев.
Анна Ивановна. (ул. Мартьянова, 43)
Убавить жару в отдельно взятом доме несложно, если система отопления оснащена арматурой регулирующего и отключающего типа. Но часто из-за экономии в домах устанавливают арматуру только отключающего типа. Она не предназначена для подгонки параметров поступающего теплоносителя в дом, потому что работает только в положениях «Вкл.» и «Выкл.».
Поэтому в период подготовки к отопительному сезону жильцам дома, где возникла необходимость понизить температуру в квартирах, нужно обсудить вопрос наладки системы отопления и горячего водоснабжения с управляющей организацией и по возможности установить регулирующую арматуру.
Но перед тем, как приступить к выполнению технических мероприятий на доме, его жителям вместе с представителями управляющей организации нужно внимательно изучить все акты и предписания, которые СГК ежегодно выдает дому в период подготовки к очередному отопительному сезону. Следующий шаг — поэтапное выполнение рекомендаций.
Все настройки поступления тепла и горячей воды в дом должны выполнять только специалисты! В противном случае неопытный регулировщик может причинить ущерб дому на несколько десятков тысяч рублей.
По всем вопросам, которые касаются регулировки внутридомовых систем отопления, жители Бийска могут обращаться по телефону единой диспетчерской службы Бийского теплосетевого подразделения СГК 8 (3854) 43-23-63.