Зоны ответственности: РСО, УК, власти
Зоны ответственности: РСО, УК, власти

Для энергетиков подготовка к следующему отопительному сезону начинается сразу после завершения предыдущего. Исправность тепловых сетей, готовность жилфонда, благоустройство объектов после ремонтов. Кто за это отвечает? Обозначим зоны ответственности управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций и органов власти, чтобы жители городов понимали, с кого спрашивать. 
Зоны отвественности1.jpg


За каждый отдельный дом
Нет горячей воды
Нет горячей воды
Батареи шумят или не греют
Батареи шумят или не греют


Первым делом звоним в управляющую организацию. 




Зона ответственности УК — внутридомовое оборудование. В том числе его подготовка к отопительному сезону.

Чтобы внутри труб отопления не накапливалась накипь, ржавчина и песок, систему отопления многоквартирного дома нужно промывать. Делать это должна управляющая компания каждый год, такую работу регламентирует СНиП 3.05.01-85. Промывка и опрессовка (обычно их проводят одновременно) — обязательные условия получения паспорта готовности дома к осенне-зимнему периоду. Качество выполнения этих работ проверяет специальная комиссия, в состав которой входят и специалисты тепловой инспекции СГК. 

Кроме того, управляющая организация обязана до наступления зимы осмотреть и остальные элементы дома. Все найденные неисправности управляющая организация заносит в акт сезонного осмотра и составляет план ремонтных работ. До прихода холодов нужно устранить все несовершенства: изношенность перекрытий, трещины и другие повреждения, влияющие на температурные режимы зимой. 

Если управляющая компания не выполнила гидравлическую настройку при подготовке дома к отопительному сезону, энергетики не выдадут заключение о технической готовности систем отопления и горячего водоснабжения дома к зиме. Специалисты СГК в таких случаях обращаются в надзорные органы, в частности в прокуратуру. После на нерадивых жилищников накладывают административные штрафы.


Зоны отвественности2.jpg

До границы с домами

Теплоисточники и тепловые сети — зона ответственности Сибирской генерирующей компании во всех городах присутствия.
 
Главная задача — подготовить теплосетевую инфраструктуру к подаче и транспортировке тепла. 

Подготовить к подаче тепла — значит провести ремонт на станциях. При этом не только тепломеханического оборудования ТЭЦ и ГРЭС, но и зданий, и сооружений. В 2020 году СГК направила 13,5 миллиарда рублей на подготовку этих объектов к зиме. 193 котла и 125 турбин будет отремонтировано на эти средства. Также в некоторых городах в обслуживании у СГК есть малые котельные. Эти теплоисточники энергетики также обязаны подготовить к приходу холодов. 

Подготовить к транспортировке тепла — значит привести в порядок тепловые сети города. Первое, с чего начинают энергетики, — испытания трубопроводов. Это не только опрессовка — проверка всего подземного хозяйства на плотность и прочность, но и испытания на тепловые потери — проверка эффективности изоляции теплосетей и т. д. Еще в программе подготовки к осенне-зимнему периоду — ремонты трубопроводов. Обязательно и ежегодно. 241 километр тепловых сетей СГК поменяет и построит в городах своего присутствия. 

Качественная подача ресурса потребителю — то, к чему должны привести все подготовительные действия энергетиков. Если эти обязательства не выполнены, выполнены или выполнены с нарушениями, в работу вступает зона ответственности следующего звена — властей и надзорных органов.

Зоны отвественности3.jpg

За весь город 

Власти города и надзорные органы являются верхушкой айсберга. На протяжении всего межотопительного периода представители контролирующих инстанций наносят визиты на объекты ремонтов тепловых сетей, проводят встречи с руководителями станций и следят за выполнением работ в срок. Например, представители администрации занимаются приемкой работ по благоустройству участков после ремонтов, что является обязанностью энергетиков: они должны восстановить территорию до первоначального состояния там, где был нарушен асфальт, газон и какие-либо конструкции. 

Отношения между контролирующими органами и энергетиками строятся по принципу: первые вносят предложения и замечания, вторые ищут пути решения и устраняют недочеты.

Зоны отвественности4.jpg


Все звенья этой цепочки непрерывно взаимосвязаны.

  • Если управляющая организация не подготовит дом должным образом, то не получит от энергетиков заключение о технической готовности дома к отопительному сезону. Без этого заключения конкретный дом не сможет получить паспорт готовности к осенне-зимнему периоду, который выдается после совещания ресурсовиков и представителей администрации. 
  • Если энергетики в полном объеме не выполнят обязательства по подготовке к зиме станций и тепловых сетей, то предприятия тоже не получат паспорта — документы, подтверждающие готовность отапливать города даже в самые сильные зимние морозы. 
  • И после того как предприятия и жилой фонд получили паспорта, следует кульминация — решение Ростехнадзора о готовности всего города в целом к отопительному сезону. 
Зоны отвественности5.jpg

Кто за что отвечает? Ответы на частые вопросы жителей Бийска.



Когда в Бийске горячая вода будет соответствовать СанПИН «холодная питьевая вода»?  Регулярно сталкиваемся с тем, что из крана течет ржавчина. Контролирует ли СГК то, какая вода течет по трубам? Кто в этом виноват, если оказывается некачественная услуга? 

Алексей. (ул. Мухачева, 228)

В Бийском теплосетевом подразделении СГК серьезно относятся к качеству сетевой воды, используемой для нужд горячего водоснабжения потребителей.

Вода проходит сложную систему очистки и соответствует требованиям санитарных норм.

На первом этапе подготовка и контроль качества воды производится персоналом химической лаборатории на Бийской ТЭЦ в круглосуточном режиме.

Следующим этапом контроля за качеством воды является отбор проб в контрольных точках тепловых сетей в разных районах города (на ПНС). Этот контроль осуществляется сотрудниками «Центра гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» на постоянной основе. Основные показатели качества воды проверяются еженедельно. 

Показатели, по которым производится контроль:

  • органолептические показатели (цветность, запах, мутность, привкус);

  • рН;

  • содержание железа;

  • бактериологическое исследование воды на общее микробное число, общие колиформные бактерии, термотолерантные колиформные бактерии.

Периодичность контроля за соблюдением санитарных правил и выполнение санитарно-противоэпидемических профилактических мероприятий устанавливается Программой производственного контроля. Программа производственного контроля согласовывается специалистами Роспотребнадзора и Центра гигиены по Алтайскому краю.

Вода, используемая для нужд горячего водоснабжения населения, соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству вод централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», что подтверждается протоколами лабораторных испытаний.

Каждую жалобу по качеству воды СГК рассматривает только адресно. В отдельных случаях ухудшение качества горячей воды носит кратковременный характер и связано оно с пусконаладочными мероприятиями в период завершения ремонтов на тепловых сетях. Но иногда оно возникает при некачественно проведенной наладке внутридомовых систем горячего водоснабжения. Поэтому, помимо обращения в СГК, жильцам дома, где замечена проблема, нужно еще обратиться с заявлением в свою управляющую организацию, к уполномоченному представителю собственников жилья (домкому) или в правление товарищества собственников жилья. 

Отметим, что даже если жалоба поступит только в СГК, инспектор службы наладки обязательно произведен обследование, предоставит эти данные специалистам СГК и представит в управляющую организацию или ТСЖ перечень мероприятий, которые необходимо провести для устранения проблемы.


По какому принципу будет начисляться оплата за тепло с момента официального начала отопительного сезона в ситуации, если при высокой температуре воздуха внутри дома была произведена регулировка и батареи оставались холодными?

Алена. (ул. Дзержинского, 4)


Начисления за потребленную тепловую энергию СГК производит на основе предоставленных в компанию данных общедомового прибора учета. 

В домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, начисление оплаты будет произведено по установленному органом местного самоуправления нормативу, исходя из расчета равномерной платы за 12 месяцев.


В нашем доме, когда дают отопление, всегда очень жарко. Но в управляющей компании говорят, что не могут правильно отрегулировать температуру, потому что нет возможности. Что делать в такой ситуации? 

Анна Ивановна. (ул. Мартьянова, 43)


Убавить жару в отдельно взятом доме несложно, если система отопления оснащена арматурой регулирующего и отключающего типа. Но часто из-за экономии в домах устанавливают арматуру только отключающего типа. Она не предназначена для подгонки параметров поступающего теплоносителя в дом, потому что работает только в положениях «Вкл.» и «Выкл.».

Поэтому в период подготовки к отопительному сезону жильцам дома, где возникла необходимость понизить температуру в квартирах, нужно обсудить вопрос наладки системы отопления и горячего водоснабжения с управляющей организацией и по возможности установить регулирующую арматуру.

Но перед тем, как приступить к выполнению технических мероприятий на доме, его жителям вместе с представителями управляющей организации нужно внимательно изучить все акты и предписания, которые СГК ежегодно выдает дому в период подготовки к очередному отопительному сезону. Следующий шаг — поэтапное выполнение рекомендаций.

Все настройки поступления тепла и горячей воды в дом должны выполнять только специалисты! В противном случае неопытный регулировщик может причинить ущерб дому на несколько десятков тысяч рублей. 

По всем вопросам, которые касаются регулировки внутридомовых систем отопления, жители Бийска могут обращаться по телефону единой диспетчерской службы Бийского теплосетевого подразделения СГК 8 (3854) 43-23-63.

Разработка сайта Chipsa