Зоны ответственности: РСО, УК, власти
Зоны ответственности: РСО, УК, власти

Для энергетиков подготовка к следующему отопительному сезону начинается сразу после завершения предыдущего. Исправность тепловых сетей, готовность жилфонда, благоустройство объектов после ремонтов. Кто за это отвечает? Обозначим зоны ответственности управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций и органов власти, чтобы жители городов понимали, с кого спрашивать. 
Зоны отвественности1.jpg


За каждый отдельный дом
Нет горячей воды
Нет горячей воды
Батареи шумят или не греют
Батареи шумят или не греют


Первым делом звоним в управляющую организацию. 



Зона ответственности УК — внутридомовое оборудование. В том числе его подготовка к отопительному сезону.

Чтобы внутри труб отопления не накапливалась накипь, ржавчина и песок, систему отопления многоквартирного дома нужно промывать. Делать это должна управляющая компания каждый год, такую работу регламентирует СНиП 3.05.01-85. Промывка и опрессовка (обычно их проводят одновременно) — обязательные условия получения паспорта готовности дома к осенне-зимнему периоду. Качество выполнения этих работ проверяет специальная комиссия, в состав которой входят и специалисты тепловой инспекции СГК. 

Кроме того, управляющая организация обязана до наступления зимы осмотреть и остальные элементы дома. Все найденные неисправности управляющая организация заносит в акт сезонного осмотра и составляет план ремонтных работ. До прихода холодов нужно устранить все несовершенства: изношенность перекрытий, трещины и другие повреждения, влияющие на температурные режимы зимой. 

Если управляющая компания не выполнила гидравлическую настройку при подготовке дома к отопительному сезону, энергетики не выдадут заключение о технической готовности систем отопления и горячего водоснабжения дома к зиме. Специалисты СГК в таких случаях обращаются в надзорные органы, в частности в прокуратуру. После на нерадивых жилищников накладывают административные штрафы.


Зоны отвественности2.jpg

До границы с домами

Теплоисточники и тепловые сети — зона ответственности Сибирской генерирующей компании во всех городах присутствия.
 
Главная задача — подготовить теплосетевую инфраструктуру в подаче и транспортировке тепла. 

Подготовить к подаче тепла — значит провести ремонт на станциях. При этом не только тепломеханического оборудования ТЭЦ и ГРЭС, но и зданий, и сооружений. В 2020 году СГК направила 13,5 миллиарда рублей на подготовку этих объектов к зиме. 193 котла и 125 турбин будет отремонтировано на эти средства. Также в некоторых городах в обслуживании у СГК есть малые котельные. Эти теплоисточники энергетики также обязаны подготовить к приходу холодов. 

Подготовить к транспортировке тепла — значит привести в порядок тепловые сети города. Первое, с чего начинают энергетики, — испытания трубопроводов. Это не только опрессовка — проверка всего подземного хозяйства на плотность и прочность, но и испытания на тепловые потери — проверка эффективности изоляции теплосетей и другие. Еще в программе подготовки к осенне-зимнему периоду — ремонты трубопроводов. Обязательно и ежегодно. 241 километр тепловых сетей СГК поменяет и построит в городах своего присутствия. 

Качественная подача ресурса потребителю — то, к чему должны привести все подготовительные действия энергетиков. Если эти обязательства не выполнены, выполнены или выполнены с нарушениями, в работу вступает зона ответственности следующего звена — властей и надзорных органов.

Зоны отвественности3.jpg

За весь город 

Власти города и надзорные органы являются верхушкой айсберга. На протяжении всего межотопительного периода представители контролирующих инстанций наносят визиты на объекты ремонтов тепловых сетей, проводят встречи с руководителями станций и следят за выполнением работ в срок. Например, представители администрации занимаются приемкой работ по благоустройству участков после ремонтов, что является обязанностью энергетиков, они восстанавливают территорию до первоначального состояния там, где был нарушен асфальт, газон и какие-либо конструкции. 

Отношения между контролирующими органами и энергетиками строятся по принципу: первые вносят предложения и замечания, вторые ищут пути решения и устраняют недочеты.

Зоны отвественности4.jpg



Все звенья этой цепочки взаимосвязаны.

  • Если управляющая организация не подготовит дом должным образом, то не получит от энергетиков заключение о технической готовности дома к отопительному сезону. Без этого заключения конкретный дом не сможет получить паспорт готовности к осенне-зимнему периоду, который выдается после совещания ресурсовиков и представителей администрации. 
  • Если энергетики в полном объеме не выполнят обязательства по подготовке к зиме станций и тепловых сетей, то предприятия тоже не получат паспорта — документы, подтверждающие готовность отапливать города даже в самые сильные зимние морозы. 
  • И после того как предприятия и жилой фонд получили паспорта, следует кульминация — решение Ростехнадзора о готовности всего города в целом к отопительному сезону. 
Зоны отвественности5.jpg

Общие требования подготовки к ОЗП. Роли и зоны ответственности УК.

Пока специалисты теплоснабжающих организаций готовят городскую систему теплоснабжения к зиме, представители управляющих компаний и ТСЖ обеспечивают подготовку внутридомовых коммуникации. Ведь от работоспособности труб и работоспособности внутридомового оборудования зависит тепло в квартирах, а также качество горячего водоснабжения. 

Итогом подготовки жилого фонда к отопительному сезону является паспорт готовности дома к зиме. Без этого документа УК или ТСЖ рискует получить внушительный штраф от Государственной жилищной инспекции за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов. 

Точно так же, как и на тепловых сетях, представители УК должны провести гидравлические испытания на внутридомовой системе отопления и обязательно промыть ее от накипи, ржавчины и других отложений. Обнаруженные дефекты устранить, а чтобы зимой не греть улицу, летом в подъездах меняют старые окна на пластиковые и утепляют швы между панелями. 

Кроме того, у специалистов УК и ТСЖ должно остаться время на то, чтобы выполнить все технические рекомендации, которые поступят от теплоснабжающей организации, а также протестировать внутридомовую систему отопления до начала холодов. 

Яркий пример — город Черногорск. На протяжении многих лет жилой фонд города угольщиков не получал паспорта готовности, как следствие, некоторые управляющие компании не проводили должным образом и подготовку внутридомовых систем отопления. 

В прошлом году в Черногорске по указанным ниже адресам возникали проблемы в период прохождения осенне-

зимнего периода как раз по причине плохой подготовки к зиме.

 Черногорск, ЖЭУ-7, ул. Юбилейная 2, 6; УК «Лидер», ул. Калинина, 15

  1. Не проведена гидропневматическая промывка узла управления и систем теплопотребления. 

  2. Не проведены гидравлические испытания узла управления на плотность и прочность.

  3. Глубокая коррозия розлива системы отопления, в осенне-зимний период были порывы, меняли участками.
В большинстве случаев специалисты РСО выдают рекомендации управляющим компаниям по наладке гидравлического режима внутри дома. После устранения нарушений тепло и горячая вода начинают равномерно распределяться по квартирам. 

В Абакане

и Черногорске существуют дома с непосредственной формой управления (НФУ), где работы по подготовке к отопительному сезону не проводились. Всю подготовку должны были взять на себя жители домов, однако этого не случилось, что также привело к проблемам во время отопительного сезона.

Роли и зоны ответственности РСО

У ресурсоснабжающих организаций (РСО) существует план обязательных мероприятий по подготовке (теплоисточников и тепловых сетей) к отопительному сезону. 

  • Гидравлические испытания оборудования теплоисточников, тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления на плотность и прочность. 

  •  Устранение выявленных повреждений и нарушений. 

  • Промывка оборудования на теплоисточниках, трубопроводов городской системы отопления и т. д.  

  • Проведение капитальных и плановых ремонтов (как на теплоисточниках, так и на тепловых сетях), согласно заранее составленному графику.

  • Проведение реконструкций и строительство новых трубопроводов (согласно планам развития городов). В Абакане это большая реконструкция на улице Тельмана, в Черногорске — строительство трубопровода, который позволит закрыть неэффективные котельные и перевести потребителей Девятого поселка на теплоснабжение от котельной №2 в Черногорске, в Подсинем — строительство трубопровода из Абакана в Подсинее.

Если в Абакане весь перечень мероприятий проводится ежегодно, то в Черногорске такой подготовки не велось на протяжении многих лет. Кроме того, представители СГК ежегодно в составе межведомственной комиссии принимают участие в приемке жилого фонда к зиме, выдают предписания УК и ТСЖ, которые в определенный срок должны быть устранены. В Черногорске полноценная подготовка к зиме стала возможной только в этом году.

Роли и зоны ответственности органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления тесно взаимодействуют с УК и ТСЖ, а также обеспечивают это взаимодействие с теплоснабжающими организациями. За два месяца представители администрации приказом создают   межведомственную комиссию, которая в дальнейшем принимает участие в приемке жилого фонда к зиме, выдает рекомендации УК и ТСЖ. В ее состав, кроме представителей РСО, входят представители городской администрации по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, представители Енисейского Управления Федеральной службы экологического, технологического и атомного надзора (по согласованию), представители Минстроя Хакасии (по согласованию).

Муниципальное образование получает паспорт готовности сразу после того, как все учреждения социальной сферы и жилой фонд получили уже соответствующий документ. Межведомственная комиссия рассматривает документы по готовности РСО и УК и оценивает, насколько выполнены требования по готовности жилого фонда к зиме. 

Муниципалитет обязан предоставить контролирующим органам (Ростехнадзор, Госжилинспекция, Роспотребнадзор, прокуратура) в определенный нормативными документами срок отчеты о выполнении комиссионных требований. В случае нарушений, контролирующие органы, Минстрой может инициировать наказание как для УК, так и для РСО.

Куда жаловаться на качество отопления 

В первую очередь необходимо обратиться в управляющую компанию, пригласить специалистов и сделать замеры температуры в квартире. По итогам проверки будет составлен акт, а жилищная организация должна принять все меры, чтобы исправить ситуацию.  

Если не удается получить ответ от УК или решить проблему с помощью обслуживающей компании, то следует обратиться: 

  • 8 (3902) 22-10-75 — Департамент жилищного надзора Министерства строительства и ЖКХ Хакасии; 
  • 8 (39031) 2-59-51 — Единая дежурно-диспетчерская служба Черногорска;

  • 8 (39031) 2-44-20 — Диспетчерская служба СГК в Черногорске.

Разработка сайта Chipsa