История теплоснабжения города
История теплоснабжения города
Труба котельной.jpg

До появления в Красноярске централизованного теплоснабжения в многоэтажках существовало водяное или паровое отопление: горячая вода (пар) поднималась наверх насосами, а оттуда по системе трубопроводов распределялась по квартирам. В кухнях тепло было от обычной русской печи, на ней же готовили и еду. Котельная располагалась в подвале дома. Сегодня в центре города еще можно встретить оставшиеся «пережитки прошлого» в виде недействующих труб домовых котельных.
19 век
Доходный дом Либмана.jpg

В гимназиях Енисейской губернии родители платили за обучение. В перечне того, на что шли деньги (а это в основном жалование преподавателям, ремонты, мебель, учебники) отдельной строкой значилось освещение и отопление. Стены домов строили толщиной минимум 0,5 метра, чтобы сберечь тепло. А в учебном заведении существовала отдельная должность — истопник. 

Дом купца Гадалова.jpg


В конце XIX века в торговом доме Николая Гадалова (сейчас здание магазина «Детский мир» на проспекте Мира, 88) в 1891 году загорелась первая электрическая лампочка. Посмотреть на это пришел весь город. В то время улица называлась Воскресенской и освещалась керосиновыми фонарями.
19 век

Дом и магазин Гадалова освещала частная электростанция, которая представляла собой «один локомобиль в шесть паровых лошадей, одну динамоэлектрическую машину Шукерта с постоянным током минимум в 32,45 ампера». По примеру Николая Герасимовича установили электростанции и другие богатые люди Красноярска. 

В городе появилась первая водопроводная электрическая станция. Ушли в прошлое керосиновые фонари, на улицах зажглось 262 лампочки, а к концу года их стало 12 000. Известный путешественник Фритьоф Нансен, приехавший в Красноярск весной 1913 года, отозвался о городе весьма комплиментарно и особенно его впечатлил вечерний город, освещенный огнями.
1912 год

Провести в дом тепло, по сути построить котельную, в начале XX века было делом затратным, сметная стоимость дома при этом вырастала в 10 раз. Например, дом №96 на проспекте Мира, где в 1913 году появилось водоснабжение и паровое отопление, обошелся владельцам Либманам в 150 000 рублей. Для сравнения: фунт мяса (409,5 грамма) стоил 20 копеек.

Настоящая большая энергетика пришла в город вместе с пуском первых котла и турбины Красноярской ТЭЦ-1 – 16 мая 1943 года. 

Архив. Расчистка территории под строительство ТЭЦ-1, 1920-е годы.jpg



Определено место строительства первой ТЭЦ Красноярска — Ладейская протока на правом берегу Енисея.
1936 год

Затем работы были заморожены. Но начавшаяся война ускорила реализацию планов. Эвакуированным в Красноярск заводам катастрофически не хватало энергии на выполнение оборонных заказов, поэтому срочное строительство теплоэлектростанции было делом государственной важности. В 1942 году ТЭЦ стала самой ударной стройкой Красноярска, ход работ контролировал Государственный комитет обороны СССР. Самое главное оборудование — котел и турбину — в Красноярск эвакуировали из Ленинграда. Остальное, как вспоминали ветераны ТЭЦ, «собирали буквально где и как придется».

Запуском ТЭЦ руководили эвакуированные энергетики из Сталинграда, Грозного, Харькова, Донецка и Ленинграда. После ввода станции в эксплуатацию в мае 1943 года многие из них были откомандированы обратно. Однако большинство работников не имело опыта работы. Например, рядовой персонал турбинного цеха был полностью укомплектован за счет выпускников ремесленного училища, возраст которых не превышал 18 лет. 

Первый турбогенератор.jpg


Был произведена передача в промышленную эксплуатацию первой ТЭЦ Красноярска.
1943 год

Если в 1943 году молодежи (до 24 лет) среди работников ТЭЦ было 60,9%, то в 1944 году — уже целых 90%! При этом до половины сотрудников ТЭЦ составляли женщины, которые трудились кочегарами, водосмотрами и зольщиками. 

В послевоенные годы электроэнергии городу потребовалось еще больше, поэтому строительство новых очередей ТЭЦ продолжалось. 

Архив. Закладка фундамента 4 очереди ТЭЦ-1. 1953 год.jpg

В 1960 году ТЭЦ даже поучаствовала в электрификации Транссиба: была введена в эксплуатацию турбина мощностью в 100 мегаватт, построенная специально для нужд железной дороги. В конце 1960-х годов на теплоэлектроцентрали начали автоматизацию производства, в результате чего станция получила самую передовую в те годы автоматику в СССР.

До 1975 года станция модернизировалась почти беспрерывно — запускались новые котлы и турбины. Было построено семь очередей теплоэлектростанции. Станция приобрела современные черты, а ее мощность выросла более чем в 20 раз. 

Тем не менее к началу 1960-х годов в городе остро не хватало тепла. При том что в Красноярске работало 225 котельных (после ввода ТЭЦ-2 их осталось 60), в Центральном районе, в домах недалеко от реки Качи, температура в квартирах зимой не поднималась выше 19-20 градусов. В 1961 году власти приняли стратегическое решение: городу нужна еще одна ТЭЦ. Строительство станции началось в 1973 году. Она стала экспериментальной площадкой. Здесь апробировались головные образцы оборудования, которые затем стали применяться на предприятиях такого же типа в других регионах страны. Первая турбина мощностью 110 МВт с котлом производительностью 420 т/ч была введена в эксплуатацию 29 декабря 1979 года. Этот день и считается официальным днем рождения Красноярской ТЭЦ-2. Котлы, которые в начале шестидесятых установили на ТЭЦ, до сих пор считаются инновационной и передовой разработкой в мировой энергетике. Их проектировал Барнаульский котельный завод как экспериментальные. А дорабатывали оборудование уже в процессе производства. Служат котлы ТЭЦ-2 по сей день.

Сегодня станция обеспечивает теплом и горячей водой почти половину Красноярска

КРасноярская ТЭЦ-2.jpg

Третья Красноярская ТЭЦ стала по праву называться ТЭЦ только в 2012 году. С 1992 года станция работала в режиме котельной — производила только тепловую энергию. В 2012 году на ТЭЦ-3 ввели первый энергоблок электрической мощностью 208 МВт.  К тому моменту Советский район Красноярска, где активно развивалось строительство, уже испытывал недостаток тепла. С вводом в эксплуатацию нового оборудования тепловой энергии хватило и существующим домам, и новостройкам. Энергоблок №1 Красноярской ТЭЦ-3 — это первый угольный блок в России, строительство которого велось в рамках проектов ДПМ (договоры на предоставление мощности).


Средняя продолжительность отопительного периода, дней:
246,5
Средняя температура за отопительный период:
-3,2 °C
Самая низкая зафиксированная температура за весь период метеонаблюдений:
1931 год
- 52,8 °С

Зима и люди 

Памятные даты
  

  • 1994 год. Введена в строй теплотрасса от ТЭЦ-3, по которой тепло идет в Северный, на Взлетку. Еще один рекорд, причем не только красноярский, но и российский. Диаметр трассы — 1 метр 20 сантиметров
  • 3 апреля 2012 года. Введен в эксплуатацию первый энергоблок Красноярской ТЭЦ-3. 
  • Октябрь 2012 года. Построена новая насосная станция на острове Посадный. Это позволило и улучшить теплоснабжение трех районов города, и реализовать интересные технические решения. «Лишнее» тепло от правобережной ТЭЦ-2, до 80 Гкал/ч резервных тепловых мощностей, можно передавать потребителям левобережья по дюкерному переходу.
  • 2014 год. Насосная станция 1-1 введена в эксплуатацию в Советском районе Красноярска. Благодаря ее вводу обеспечены теплом новостройки, улучшился гидравлический режим и качество теплоснабжения в активно застраиваемом Советском районе и в новом жилом микрорайоне «Покровский» (Центральный район).
  • 2016 год. Построена реверсивная теплотрасса протяженность 5,3 километра в теле Октябрьского моста. Она передает тепло между двумя ТЭЦ: на левобережье и обратно. Одновременно с ней введена насосная станция на острове Татышев.
  • 19 декабря 2019 года. Заварили «золотой шов» на новой тепломагистрали через Николаевский мост. Общая протяженность трубопровода диаметром 1000 мм — 5410 метров, из них 1002 метра проложены в теле Николаевского моста. Общая стоимость инвестпроекта СГК — 855 млн рублей. В проектировании и строительстве магистрали участвовали 236 специалистов пяти подрядных организаций. Реализация проекта заняла почти 7 лет. По новой магистрали тепло пойдет от ТЭЦ-2 в развивающиеся районы левобережья. Также теплотрасса стала еще одним шагом к замещению неэффективных котельных в Октябрьском районе.    

Аварии в теплоснабжении: 

  • 8 января 2020 года — порыв теплосети возле новогодней ёлки около ДК имени 1 мая.  
  • 22 октября 2019 года — провалился автомобиль на улице Мичурина.  
  • 17 июня 2019 года — фонтан на 9 мая во время гидравлических испытаний. Поврежден припаркованный автомобиль.
  • 23 января 2019 года — фонтан в промзоне на улице Богдана Хмельницкого.
  • 5 декабря 2018 года — авария на Парашютной в 30-градусный мороз. Количество отключенных домов быстро локализовали до 4 зданий, но из-за сильных морозов дома быстро выстывали и было много жалоб от жителей.
  • 1 декабря 2017 года — на улице Вавилова машина провалилась в яму с кипятком. В машине была беременная женщина. Водитель, помогая ей, получил ожоги ног. Также при ликвидации  аварии пострадал наш сотрудник. 
  • 25 сентября 2017 года — на 60 лет Октября машины закидало камнями из-за порыва трубопровода. 
  • 8 октября 2016 года — сотни домов в Железнодорожном районе Красноярска остались без отопления и горячей воды из-за аварии на Бограда.
  • 22 мая 2014 года — автобус заехал в кипяток на Вавилова. Пострадали пассажиры. 
  • 4 января 2008 года — повреждение восточного тепловывода Красноярской ТЭЦ-1. Старая труба, подающая тепло в Березовку, часть Ленинского и Кировского районов рванула 4 января 2008 года, в разгар новогодних каникул, в тридцатиградусный мороз. Температура в квартирах снизилась до критической, системы теплоснабжения в некоторых домах были разморожены. 

Знаковые персоны в энергетике:

Юренский Пётр Вениаминович

Первый директор Красноярской ТЭЦ-1, под его руководством испытывалась и вводилась первая очередь станции — котел и турбина, с которых началась красноярская энергосистема. В 1942 году был эвакуирован в Красноярск с Донбасса, где руководил Курахской ГРЭС недалеко от Донецка. Не только успешно ввел оборудование в 1943 году, но и организовал подготовку первых кадров для эксплуатации ТЭЦ-1. 

Ермаков Иван Николаевич

Директор ТЭЦ-1 с 1949 по 1973 годы. За 25 лет его руководства станция построила семь очередей расширения, в процессе которых ввела в эксплуатацию 9 турбогенераторов и 15 котлов со вспомогательным оборудованием. ТЭЦ-1 стала одной из лучших по удельному расходу топлива среди электростанций Министерства энергетики и электрификации СССР. 

Хлюстов Георгий Иванович

Работал в должности начальника производственно-технического отдела с 1963 по 1997 год. Изобретатель, рационализатор, руководитель творческой группы по разработке и усовершенствованию тепловых схем Красноярской ТЭЦ-1, бессменный редактор радиогазеты «Технический прогресс предприятия». При его непосредственном участии в разработках по модернизации основного и вспомогательного оборудования Красноярская ТЭЦ-1 являлась одной из самых экономичных по удельному расходу топлива на отпущенный киловатт*час в СССР. 

Самойлов Владимир Григорьевич

С 1978 года директор Красноярской ТЭЦ-2, под руководством которого станция строилась. Трудовой путь начинал на Назаровской ГРЭС, в годы ее строительства работал на разных должностях от помощника машиниста котлов до начальника цеха ремонтов. Затем строил крупнейшую в Венгрии угольную электростанцию «Матра» около Будапешта, которая должна была войти в единую энергосистему соцстран «Мир». Здесь апробировались головные образцы оборудования, которые затем стали применяться на предприятиях такого же типа в других регионах страны.

Разработка сайта Chipsa